пятница, 27 октября 2023 г.

ЛУЧШИЕ СОНЕТЫ ШЕКСПИРА

 






----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 

 

 

Щедры минуты, ясный лик рождая;

Увы, потоки этих же минут

Безжалостны - прекрасное сметая,

Лик безобразят, смерть красе несут.

Неутомимо Время - выпивает

У розы сок, когда она в цвету;

Зима коварно Лето обнимает,

Заносит мертвым снегом Красоту.

Когда б не аромат весенней розы

(В сосуде заперт узником настой),

Сгубили бы все лучшее морозы,

Мир разлучив навеки с Красотой.

Но жив, когда зимою блекнет сад,

Из розы извлеченный аромат.

 

 

Ты Музыка, что навевает грусть.

Прекрасное не ссорится с прекрасным,

Зачем не радостью ты полнишь грудь,

А грустью - огорчением напрасным?

Тебе обиден звуков стройный лад?

Едины струны в ласковом упреке,

Они за то тебя, мой друг, корят,

Что не приемлют голос одинокий.

Прислушайся ты к струнам, наконец:

Одна звучит в согласии с другою,

Так песню общую поют - отец,

Мать и дите, единою семьею.

Струн много - дружен строй, тебе в упрек:

Ты меньше, чем ничто, раз одинок.

 

 

Какой позор! - Проводишь дни беспечно,

Бесповоротно красоту губя.

Любовь к тебе у многих бесконечна,

Но ни к кому любви нет у тебя:

Живешь, вредить себе не прекращая.

Ты с красотой своей воюешь сам,

В развалины позорно превращая

Самой Природой возведенный храм.

Переменись! И о тебе сужденье

И я переменю. Ужель вражда

К себе - тебе дарует наслажденье?

Добрее стань к себе ты навсегда, -

Любя меня, свой род не прекращай:

Красу и юность сыну передай.

 

Но стих бесплоден мой. Наверняка

Есть путь благословенней и вернее,

Чтоб Времени кровавая рука

Не тронула тебя - так в бой смелее!

Сейчас ты на вершине красоты -

Спеши сберечь свой облик от Распада:

Желанье от тебя взрастить цветы

Есть у любого девственного сада.

Пред этим дивом нищ любой портрет,

Ничто - мои беспомощные строки:

Пусть совершенств твоих не гаснет свет, -

Его хранит потомок твой далекий.

Ты воссоздай свой образ наконец:

Яви искусства своего венец.

 

 

Признаюсь я, что двое мы с тобой,

Хотя в любви мы существо одно.

Я не хочу, чтоб мой порок любой

На честь твою ложился, как пятно.

Пусть нас в любви одна связует нить,

Но в жизни горечь разная у нас.

Она любовь не может изменить,

Но у любви крадет за часом час.

Как осужденный, права я лишен

Тебя при всех открыто узнавать,

И ты принять не можешь мой поклон,

Чтоб не легла на честь твою печать.

Ну что ж, пускай!.. Я так тебя люблю.

Что весь я твой и честь твою делю!

 

 

О Муза, что-то голос твой исчез!

Что ж не поешь источник вдохновенья?

Иль тратишься на скудной ниве пьес,

Ничтожные кропая сочиненья?

Забывчивая, воротись и пой,

И в песнях возмести свои растраты

Тому, кто дал тебе и голос твой,

И мастерство, которым днесь жива ты.

Все борозды с чела его сотри,

Что Время нанесло стилом тяжелым,

Перо свое сатирой заостри

И на смех Время подними глаголом!

Спеши воспеть недолгую красу

И Времени останови косу.

 

 

Ее глаза на звезды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И черной проволокой вьется прядь.
С дамасской розой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щек.
А тело пахнет так, как пахнет тело,
Не как фиалки нежный лепесток.
Ты не найдешь в ней совершенных линий,
Особенного света на челе.
Не знаю я, как шествуют богини,
Но милая ступает по земле.
И все ж она уступит тем едва ли,
Кого в сравненьях пышных оболгали.
 
 
 
 
Когда людьми затравлен и судьбой,
Мольбой глухое небо я смущаю,
И, горько плача над самим собой,
Тех, кто богат надеждой, не прощаю,
Завидую талантам я одних,
Которые, увы, к успеху ближе,
Страдаю от могущества других, -
Тогда себя почти что ненавижу.
Но становлюсь в единый миг другим,
Припомня как тебя на счастье встретил -
Так пташка над землей угрюмый гимн
Поет у врат небесных на рассвете.
 
 
 
Кто, злом владея, зла не причинит,
Не пользуясь всей мощью этой власти,
Кто двигает других, но, как гранит,
Неколебим и не подвержен страсти, -
Тому дарует небо благодать,
Земля дары приносит дорогие.
Ему дано величьем обладать,
А чтить величье призваны другие.
Лелеет лето лучший свой цветок,
Хоть сам он по себе цветет и вянет.
Но если в нем приют нашел порок,
Любой сорняк его достойней станет.
Чертополох нам слаще и милей
Растленных роз, отравленных лилей.

 

 

 

Как в совершенствах убедить твоих

Грядущий век? Одно лишь небо знает

О том, что мой мертворожденный стих

Достоинств половину упускает.

Потомок не поймет моей строки

И скажет, что я лгал неудержимо,

И назовет фантазией стихи,

В которых я восславил херувима;

Им каждая правдивая строка

С гиперболою лживою сравнится:

Напомнит пустобреха-старика

Дней древних пожелтевшая страница.

Дай сыну жизнь - затихнут споры эти:

Вдвойне жить будешь - в сыне и в сонете.

Комментариев нет:

Отправить комментарий