воскресенье, 24 сентября 2023 г.

ТАЙНА НАЛИЦО

 







^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

 

АКТУАЛЬНО

О женской скромности

 

 

 

 

Вопросы читателей портала Chabad.org :

 

«Однажды я услышал мнение антрополога, по мнению которого обычай ношения религиозными еврейскими женщинами париков кажется ему нелепым. Согласно законам древнего иудаизма, замужние женщины должны были покрывать волосы для того, чтобы выглядеть скромно и непривлекательно. Сегодня же женщины носят парики, которые, зачастую, выглядят привлекательнее настоящих волос. Получается, что обычай ношения парика не выполняет свою главную функцию! Антрополог привел этот пример в качестве доказательства того, как народы забывают об истинных причинах древних традиций, а соблюдение обычаев может противоречить их изначальной цели. Как вы можете это прокомментировать?»

 

Отвечает раввин Аарон Мосс :

 

Ваш антрополог не только не смог отличить парик от настоящих волос, но и перепутал истинную скромность со своим пониманием ее. По его мнению, скромность отождествляется с непривлекательностью, но это только его мнение, которое не имеет ничего общего с доктриной иудаизма. С еврейской точки зрения, скромность не тождественна непривлекательности. Скромность - это, скорее, способ создания приватности. Для этого и нужен парик.

Традиция покрывать волосы соблюдается испокон веков не для того, чтобы замужние женщины выглядели отталкивающе. Красота - это Божий дар, и еврейская традиция всегда была направлена на то, чтобы и мужчины, и женщины внимательно относились к своему внешнему виду и всегда выглядели хорошо. Еврейская традиция настаивает также на необходимости выглядеть скромно - не для того, чтобы преуменьшить красоту, но для того, чтобы сохранить привлекательность для того, для кого она важнее, - для мужа.

Покрывая волосы, замужняя женщина как бы говорит: «Я недоступна. Вы видите меня, но вне дома я закрыта для всех. И даже мои волосы - самая видимая часть меня - скрыты от ваших глаз». Традиция скрывать волосы оказывает большое влияние на ту, кто ее практикует. Эта традиция создает психологический барьер, держит дистанцию между женщиной и окружающими. Ее красота становится видимой, но не бросающейся в глаза; она привлекательна, но недоступна.

Парик помогает достичь желаемого эффекта, поскольку он помогает женщине скрыть волосы, сохранив привлекательной ее внешность. Она может гордиться своим внешним видом, не нарушая приватности. И даже если ее парик невозможно отличить от настоящих волос, она знает, что никто не может увидеть, как она выглядит на самом деле. Она создает личное пространство, и только она решает, с кем можно его разделить.

Возможно, в других религиях красота и скромность несовместимы. Но у иудаизма иное мнение на сей счет. Истинная внутренняя красота нуждается в том, чтобы скромность охраняла ее и помогала ей расцветать.

 

                                                             

 

 

ПАРИК (Пеа нохрит)

Энциклопедия - ИЗ ЭНЦИКЛОПЕДИИ ИУДАИЗМА

 

Еврейские религиозные женщины носят парик после замужества из соображений скромности, чтобы их собственные волосы не были открыты взорам окружающих. Невеста приходит к хупе (навесу) под вуалью, с отращенными волосами. Раши комментирует: Волосы ее падают ей на плечи. Так принято было выводить на свадьбу невесту из родительского дома. Но замужние женщины покрывают головы. Замужней женщине запрещено появляться с непокрытой головой только при чужих людях, но в ее доме нет такого запрета, основанного на законе. Рамбам отмечает, что если женщина проходит по базару с непокрытой головой, она преступает законы Моисея.

 

 

Чему учит Талмуд ?

 

После церемонии «кидушин» наступает главный момент в бракосочетании - жених и невеста остаются наедине. Для этой цели выделяют специальную комнату - хадар йихуд («комнату уединения»).

Согласно обычаю, перед тем, как в эту комнату войдут новобрачные, на порог кладут серебряную ложечку, через которую перешагивает сначала жених, а затем - невеста.

Снаружи, у дверей этой комнаты остаются два свидетеля - эйдей йихуд («свидетели уединения»).

В комнате заранее ставят легкое угощение, чтобы жених и невеста смогли поесть после поста.

Именно в этой комнате невеста впервые надевает парик.

Уединение жениха и невесты имеет чрезвычайно важное значение: фактически оно означает, что они стали мужем и женой (так как до свадьбы им было запрещено оставаться наедине). В течение всего времени, пока жених и невеста остаются в «комнате уединения», туда никто не имеет права входить.

 

   Поскольку на еврейскую женщину возложена особая миссия - продолжение жизни народа - она нуждается в дополнительном покровительстве, способном помочь ей сохранить свою сущность. Тут проявляется во всем величии заповедь ритуальной чистоты, связанная с теми интимными сторонами жизни женщины, от которых зависит ее способность к выполнению этой миссии.

   Один из аспектов этой заповеди - принцип скромности, в соответствии с которым, в частности, замужняя еврейка должна покрывать голову. Парик постоянно напоминает и самой женщине, и всем, кто ее окружает, что она принадлежит своему мужу и является частью семьи, – иначе говоря, что она связана. Женская способность - к сочувствию, и отождествлению себя с другим человеком должна реализовываться прежде всего в семье, иначе она, как считает иудаизм, растрачивается впустую и, не будучи уравновешена строгостью и справедливостью, может привести к греху. Таким образом, покрытие головы ограничивает свойственную женщине открытость в отношении к миру, препятствуя в самом зародыше распущенности и вседозволенности, - то есть, в широком смысле, энтропии.

 

 

 

Гордость еврейской женщины

Сара Шарфстейн

Началось все это в 1953 г., почти сразу же после моей помолвки. У меня была аудиенция с Ребе (Шнеерсоном), и Ребе спросил меня, собираюсь ли я после свадьбы носить парик. С детства меня учили говорить только правду. Поэтому я решила не играть в дипломатию, а честно ответила: «Нет, не собираюсь». Ребе улыбнулся: «А почему?» Я ответила, что мои подруги - девушки из серьезных, религиозных семей - тоже не собираются носить парики после замужества, и добавила: «Парики носят только дамы в возрасте». «Чем же вы будете покрывать волосы?» - спросил Ребе. «Буду носить шляпку. В Бостоне все носят шляпки». «Хорошо», - ответил Ребе, и на этом наш разговор закончился.

После свадьбы мы, однако, не остались жить в Бостоне, а решили поселиться в Кроун-Хайтсе, чтобы быть поближе к Ребе. Вскоре я начала обращать внимание на замужних женщин, чьи волосы были покрыты париком. Это их вовсе не старило. Наоборот, все они выглядели очень даже элегантно. «Носить парик, наверное, не так уж и плохо», - подумала как-то я, но тотчас же отогнала от себя эту мысль. В один из дней мы получили письмо из «Севен Севенти». Нам и раньше приходили такие письма, но в них Ребе всегда обращался к нам двоим, а это письмо было адресовано «госпоже Саре Шарфстейн». Этот факт уже сам по себе вызывал удивление. За последнее время я никаких вопросов Ребе не задавала - ни в письменном виде, ни при встречах. Почему же это письмо Ребе адресовал лично мне? Я открыла конверт. «Десять Дней Раскаянья между Рош-Ашана и Йом-Кипуром, - писал Ребе, - важный период времени. В эти дни еврей анализирует прожитое, подводит итоги достигнутому и строит планы на будущее...» Дальше Ребе делился со мной своими соображениями по поводу того, что хотел бы организовать одно мероприятие - пока в среде женщин ХАБАДа. Идея Ребе заключалась в том, что все - без исключения - замужние женщины должны начать покрывать свои волосы париком. А письмо это он адресовал мне, потому что рассматривает меня как потенциального лидера, способного возглавить это движение. Затем Ребе мягко напомнил мне о той памятной встрече, когда спрашивал, буду ли я носить парик после свадьбы, и заключил: «Пусть Вас не смущает то, что Ваши подруги против ношения парика. Вы можете быть лидером среди тех, кто идет по верному пути... Возможно, в парике Вы себя почувствуете не очень комфортабельно. Но если Вы начнете носить парик открыто, не боясь того, что подумают или скажут о Вас другие, Вы обязательно ощутите настоящую гордость - гордость еврейской женщины...» Письмо это смешало мои мысли, и я решила поговорить с мужем. «Мне кажется, - сказала я ему, - Ребе действительно серьезно относится к вопросу о ношении парика. Знаешь, я, пожалуй, напишу Ребе о том, что согласна. Ты бываешь в «Севен Севенти» кадый день. Может быть, найдешь момент и передашь Ребе мою записку?» Муж согласился. На следующий день, когда муж вернулся из «Севен Севенти», я поняла по его ошеломленному лицу, что произошло что-то необычное. «Ты не поверишь, - произнес муж, - да я и сам с трудом в это верю!..» Он вынул из кармана чек и показал его мне. Сумма, которая там значилась, выглядела - по тем временам - внушительно. «Это - от Ребе, - сказал муж и добавил, доставая из кармана сложенный вдвое лист бумаги, - а это - ответ на твою записку». «...Прилагаю чек на сумму _____ долларов, - писал Ребе. - Вы должны купить самый красивый, самый лучший парик, какой сможете найти, и носить его с удовольствием и радостью...»




Комментариев нет:

Отправить комментарий