пятница, 13 марта 2020 г.

ИКОНЫ, СТАТУИ И МОЩИ - ИДОЛЫ ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ ЧУВСТВ










Идолы для возбуждения чувств - Идол ревности, идол благоговения, идол для умиления


Книги пророка Иезекииля,  глава 8


2. И увидел я: и вот подобие [мужа], как бы огненное, и от чресл его и ниже - огонь, и от чресл его и выше - как бы сияние, как бы свет пламени
3. И простер Он как бы руку, и взял меня за волоса головы моей, и поднял меня дух между землею и небом, и принес меня в видениях Божиих в Иерусалим ко входу внутренних ворот, обращенных к северу,
где поставлен был идол ревности, возбуждающий ревнование.

Как видем эти идолы были не для поклонения, а для вызывания чувственного настроя и Бог называет это мерзостью...

4. И вот, там была слава Бога Израилева, подобная той, какую я видел на поле.
5. И сказал мне: сын человеческий! подними глаза твои к северу. И я поднял глаза мои к северу, и вот, с северной стороны у ворот жертвенника - тот идол ревности при входе.
6. И сказал Он мне: сын человеческий! видишь ли ты, что они делают? великие мерзости, какие делает дом Израилев здесь, чтобы Я удалился от святилища Моего? но обратись, и ты увидишь еще большие мерзости.


А теперь я предлагаю для прочтения часть статьи из
Журнал Другого, посмотрите как описывает свои чувства автор статьи, светский человек


Забегая вперед, приведу заключительную цитату автора.

"Эти лица производят ошеломляющее впечатление. Они притягивают взгляд, заставляют остановиться рядом, проникнуться страданием человека, сидящего перед тобой и поразиться верой, которой наполнен его взгляд. Пожалуй, за те полтора-два часа, проведенные в этом зале, я получил такое эмоциональное впечатление от увиденного, какое не получал много лет. Трудно выразить эти чувства словами. Чтобы понять меня, их нужно испытать самому, конечно".




Пожалуйста, прочтите все комментарии автора очень внимательно !







"Минуло более сорока лет, но отчетливо помню тот случай. Произошел он в селе Ильинском Пермской губернии в 1922 г. Усталый шел я тогда к себе домой. Дул порывистый ветер. У сельской околицы на кладбищенской часовне привычно хлопали обветшалые ставни окон. Вдруг заметил: против обыкновения стучат не только ставни, но и створки дверей.

Нехотя свернул посмотреть в чем дело и неожиданно увидел такое, что крайне поразило меня. Главную стену в часовне занимали пять деревянных скульптур. А ведь они не должны были здесь находиться - скульптурные изображения не приняты в православии. Особенно удивила меня фигура Христа с лицом татарина. Зашел в местный исполком, быстро получил разрешение перенести скульптуры в районный музей и, как заведующий музеем, без промедления это сделал".

Так описал свою первую встречу с коми-пермяцкими деревянными богами Николай Николаевич Серебренников - один из основателей и собирателей уникальной коллекции пермской деревянной скульптуры XVII - начала XX вв.


Когда поднимаешься по лестнице на третий этаж галереи и входишь в небольшой зал, сердце сжимается - на невысоких постаментах в центре зала сидят шесть деревянных фигур Христа - совершенно живых, в смиренных позах и со скорбными лицами. Пермские страдающие Спасители вызывают чувство необыкновенной жалости к себе. "Живой" Христос почти всегда изображался в один и тот же момент своей жизни - сидящим в темнице перед казнью. В Евангелии от Матфея описывался эпизод, когда связанному Христу возложили на голову терновый венец, надели багряницу, дали в руку трость и, взявши её, били его по голове. Этот трогательный жест правой рукой (на снимке - скульптура из Соликамска, XVIII в.) означает, что Иисус закрывается от т.н.
заушения - унизительного наказания. Левая рука иногда прикрывает рану на груди.

Обычно такие скульптуры находились в церкви внутри специально построенных деревянных "темниц" или просто ниш в стенах. Резчики иногда не изображали багряницу, но почти всегда фигура находилась в темнице в одеждах из желто-золотистой парчи. Лица и фигуры у Спасителей - коми-пермяцкие, с характерными чертами, а зачастую и выраженными болезнями, которыми страдали местные жители - рахитом, артрозом.



Фигуры Николы Можая (так называли пермяки Св. Николая Можайского) - одни из самых распространенных персонажей в истории пермской деревянной скульптуры. Защитник земли русской, русский Бог изображался всегда с мечом в одной руке и храмом - в другой. Вот этот Никола из д. Зеленяты (XVIII в), что на снимке - самый, пожалуй, знаменитый. Как и все "пермские боги" скульптура эта окутана целым клубком мистических легенд. По преданию она приплыла в деревню по реке Нытве вверх по течению. Этот Никола Можай был строгим и своенравным (посмотрите на лицо) – когда его перенесли из Зеленят в другое село, он сам вернулся на старое место.

Статуя не пожелала принять и новую окраску. Священник из с. Дворец, куда перенесли Николу, сообщил, что "краска на фигуре не принялась". Любил этот Никола и путешествовать - восемь пар обуви сменилась на нем за то время, что он простоял в храме. Изношенные "обутки" непременно становились священными. Со всей округи, за сотни верст приходили к этому Николе Можаю верующие в день святого-– 16 июля.

Надо отметить, что отношение к своим святым и Богу у пермяков было вполне свойским - они относились к скульптурам и иконам как к "живым" богам и общались с ними, как с живыми. Пермский крестьянин, обидевшись на Господа за какую-нибудь свою неудачу, мог, например, поставить икону, стоявшую у него в красном углу, вверх ногами - наказать, одним словом. Николу Можая из Зелят провожали в музей всем миром - как будто прощались с уезжающим в дальние края родным человеком.

 

И ещё : любой медик подтвердит, что блеск икон, запах свечей и монотонные песнопения попов и дьяконов оказывают на человеческий мозг гипнотическое воздействие. Так что, если Вы хотите, чтоб Вас гипнотизировали и дальше, продолжайте посещать такие места !!!

Комментариев нет:

Отправить комментарий