суббота, 7 апреля 2018 г.

БЕРУЩИЕ И ДАЮЩИЕ - СОВРЕМЕННЫЕ БЕНДЕРЫ






   Однажды в восемь часов вечера мне позвонили в дверь. Обычно это делают «русские»  -  после сериалов по Первому российскому каналу они начинают жить и решать вопросы человеческого существования. Но в тот вечер у двери стоял религиозный лет 30, который сказал: «Надо помочь…», - и назвал неизвестную мне фамилию. У меня сложилось впечатление, что имена людей и организаций, для которых просят деньги, придуманы. Когда я прошу выписать квитанцию, её дают без напряжения. Со временем я понял, что выгляжу в их глазах идиотом: квитанция есть фикция. Кто мешает собирателям денег заказать блоки таких квитанций? Ну, заплатят за них пару десятков шекелей, удачно соберут урожай, потом выкинут на помойку, помолятся и начнут по новой.

   В Израиле, в принципе, три группы религиозных: ортодоксы, консервативные и реформисты. Ортодоксов большинство. Среди них национально-религиозные, признающие сионизм, государство и служащие в армии, и супер-набожные (харедим), не признающие – частично или полностью – государство. Всех их объединяет вера в Бога и необходимость выполнения заветов. Я не хочу сегодня портить вам настроение и рисовать картины грабежа государственной казны. Поверьте мне: ортодоксы-харедим всегда найдут способ снять наш кусок масла на свой кусок хлеба. Мы работаем и служим в армии, а они получают деньги и «погибают» в ешивах.

   Цифры раздражают. Опрос, проведённый товариществом «Округлить к лучшему» показывает, что израильтяне, в принципе, жертвуют деньгами и временем (причём, частные люди дают больше, чем богатые фирмы). Евреи дают, прежде всего, больным детям, жертвам Холокоста и солдатам-одиночкам. 36% не желают давать религиозным. 77% заявили, что дают только организациям, которые правильно распоряжаются деньгами. Как известно, многие религиозные общества особой чистотой в обращении с деньгами не отличаются.

   Супер-набожный, стоящий у двери, показался мне знакомым. Я вгляделся и понял, что это не первый его приход по мою душу (вернее, по содержимому моего кармана): раз в полгода он делает обход и собирает дань. Вспомнился Остап Бендер, представлявший себя сыном лейтенанта Шмидта. «То же самое, - подумал я, - абсолютно то же самое: придти, навешать лапшу на уши, содрать энную сумму «на ремонт провала» и уйти с чувством не только выполненного долга, но и превосходства над наивным быдлом».

   «На что тебе деньги?» - спросил я. И просящий начал плести легенду о больном мальчике, которому срочно нужна дорогая операция. К сожалению, такие случаи есть, но семьи этих детей обычно действуют по-другому. Им помогают известные люди и организация, которые собирают деньги на специальный счёт, публикуют информацию в печати, этот же облезлый набожный с потухшим взглядом и монотонной интонацией в голосе не вызывал у меня доверия. Никак не верилось, что семья мальчика взяла его в качестве собирателя денег. Жена меня всегда успокаивает и говорит: «Ты даёшь не ему. Ты даёшь для себя, для успокоения своей души». Как всегда, она права, но в тот день сын лейтенанта Шмидта меня нервировал. И тогда я протянул ему руку и сказал: «Давай!» Он не понял: что он должен дать? Такое свинство не укладывалось в его голове: он привык брать, а тут какой-то требует у него! Равнодушие исчезло. «Что тебе дать?» - спросил он. «Денги! – закричал я почему-то с грузинским акцентом, - давай денги, - орал я, - сегодня ты даёшь!» На моих глазах человек почти получил инфаркт.

   Вспомнился известный адвокат начала 20-го века Фёдор Плевако. Он защищал священника, укравшего деньги прихожан. Адвокат промолчал весь процесс, и только под конец обратился к присяжным заседателям: «Сколько раз вы грешили, и он прощал грехи вам? Один раз простите вы ему…» Суд присяжных оправдал священника. Стоявший передо мной ортодокс, вне сомнения, не простил. Сколько раз я давал им, но он не простил. Впрочем, мне было до фонаря. Настроение было прекрасным. Я пропустил новости об израильских политиках, но не жалел: во-первых, как и религиозные, они ещё не раз придут морочить нам головы своими просьбами. Во-вторых, наконец-то я высказался, устоял и не дал.

   В тот вечер религиозные за мой счёт не обогатились. Не обогатятся они и в будущем. Я люблю помогать, и даю, но только тем, кто мои деньги использует по назначению. И молюсь: да не оскудеет рука дающего, да будет чистой рука берущего.

                                 Менахем Вайнбойм

Комментариев нет:

Отправить комментарий